Страница 1 из 1

Партизанский манифест об открытом доступе

Добавлено: 08 ноя 2016, 15:35
Vasaka
Партизанский манифест об открытом доступе.



Информация — это сила. Но, как и в случае любой силы, есть те, кто хочет удержать её для себя. Все мировое научное и культурное наследие, опубликованное в течение веков в книгах и журналах, все больше и больше оцифровывается и «запирается» горсткой частных корпораций. Хочешь прочитать материалы, отражающие наиболее выдающиеся результаты науки? Тебе придётся переслать огромные суммы издателям, подобным Reed Elsevier.

А также есть те, кто борется за изменение этого порядка. «Движение свободного доступа» отважно сражалось за то, чтобы учёные не отдавали свои авторские права в пользу издательств, а вместо этого их работы публиковались бы в интернете на условиях, позволяющих любому иметь к ним доступ. Но, даже в случае лучшего сценария, это достижение будет относиться к материалам, публикуемым в будущем. Все, что было до этого момента,окажется потерянным.

Это слишком высокая цена. Принуждать научных сотрудников платить деньги за чтение работ своих коллег? Сканировать целые библиотеки, но позволять их читать только персоналу Google? Снабжать научными статьями элитные университеты стран первого мира, но не детей из стран третьего мира? Это возмутительно и недопустимо.

«Я согласен», — многие говорят, — «но что мы можем сделать? Компании владеют авторскими правами, они делают огромные деньги, получая их за доступ к материалам, и это совершенно легально. Мы никак не можем остановить их.» Но, все же, что-то мы можем. Что-то, что уже делается: мы можем сопротивляться.

Люди, у кого есть доступ к этим ресурсам, – студенты, библиотекари, учёные – вам дано преимущество. Вы кормитесь на этом пиршестве знаний в то время, как остальной мир сидит под замком. Но вы не должны, вернее, у вас нет моральных прав придерживать эту привилегию за собой. Ваш долг – поделиться ею с миром. И вы это делаете, обмениваясь паролями с коллегами, заполняя запросы на скачивание для друзей.

В то же время те, кто отрезаны, тоже не сидят сложа руки. Вы протискиваетесь сквозь дыры и перебираетесь через ограждения, освобождая закрытую издательствами информацию и делясь ею с вашими друзьями.

Но все эти действия происходят в тёмном, скрытом подполье. Это называется воровство или пиратство, как если бы делиться богатством морально приравнять к разграблению корабля и убийству его команды. Но совместное использование не является аморальным, это нравственный императив. Только ослеплённые жадностью откажутся позволить другу сделать копию.

Большие корпорации, несомненно, ослеплены жадностью. Этого требуют законы, согласно которым они функционируют. Их акционеры восстанут, если получат меньше. И купленные ими политики прикрывают их, пропуская законы, дающие им исключительные права решать, кто может делать копии.

Нет справедливости в следовании несправедливым законам. Пришло время выйти на свет и, в великой традиции гражданского неповиновения, провозгласить наше сопротивление этому приватному воровству общественной культуры.

Нам нужно брать информацию, где бы она не хранилась, делать свои копии и делиться ими с миром. Нам нужно брать материалы, на которые не распространяются авторские права, и добавлять их в архив. Нам нужно покупать секретные базы данных и выкладывать их в сеть. Нам нужно скачивать научные журналы и выкладывать их в файлообменные сети. Мы должны сражаться за «Партизанский открытый доступ».

При достаточном количестве нас по всему миру, мы не только отправим убедительное послание, выступающее против приватизации знания, мы оставим эту систему в прошлом. Ты присоединяешься к нам?

Аарон Шварц
Эремо, Италия, июль 2008

Манифест

Партизанский манифест об открытом доступе

Добавлено: 11 дек 2016, 22:14
Vasaka
Warning! Копирайт!

HBO заставила удалить детский рисунок с надписью «Зима близко»


Изображение
Рисунок девочки-подростка, который привлёк внимание HBO

Владельцы интеллектуальной собственности днём и ночью следят, чтобы никто в интернете не нарушил их права. Американская кабельная и спутниковая телевизионная сеть Home Box Office (HBO), которая входит в корпорацию Time Warner, тоже ревностно отслеживает нарушения. В портфеле их интеллектуальной собственности — известный сериал «Игра престолов» и всё, что связано с этим сериалом. Торговой маркой на территории США является даже фраза «Зима близко».

Очень странно заявлять права на фразу, состоящую из общеупотребительных слов английского языка ("Winter is coming"), но такая торговая марка действительно зарегистрирована в США. Юристы HBO заставили удалить с художественного сайта рисунок 13-летней девочки с именно такой надписью.

Девочка сделала эту работу для художественного конкурса Huevember. По его условиям каждый день назначается новый цвет, а участники имеют права изменять гамму, насыщенность и прочее. Можно использовать в рисунке любые цвета, но главный «цвет дня» должен оставаться основным. По условиям конкурса, в тот день как раз был назначен цвет, близкий к сине-липовому (R:138, G:43, B:226), тёмно-фиолетовому (R:148, G:0, B:211) или цвету «тёмная орхидея» (R:153, G:50, B:204). Поэтому девочка выполнила рисунок именно в этих тонах.

Она опубликовала его на нескольких сайтах и репостила в социальной сети Facebook. На одном из рисунков девочка добавила надпись «Зима близко». Такой вариант был опубликован на художественном хостинге RedBubble, где размещают свои работы независимые художники и дизайнеры. В принципе, через эту платформу можно продавать работы и зарабатывать некоторые деньги, но вряд ли 13-летняя девочка, к тому же страдающая аутизмом, всерьёз на это рассчитывала.

«Я не думаю, что она закачала картинку на RedBubble, чтобы извлечь некую коммерческую выгоду, она просто подумала, что это подходящее место для публикации», — считает отец юной художницы, Джонатан Уилкокс (Jonathan Wilcox) из Эдвинстоуна, Великобритания.

Но юристы HBO посчитали иначе. По их мнению, написанная ребёнком фраза на рисунке наносит непоправимый урон бренду, поэтому прислали в администрацию RedBubble ультиматум с требованием удалить рисунок по адресу http://www.redbubble.com/people/jinxyf/works/24153718-winter-is-coming.

Администраторы подчинились. Они удалили с сайта изображение и прислали копию запроса HBO. «Когда увидел это письмо, мой первой реакцией было: „Какого хрена?!” — возмущается отец ребёнка. — HBO следует взяться за ум или пойти со своими претензиями куда подальше».

Расследование показало, что HBO выдвигает подобные претензии ко всех хостерам и сайтам, где размещается авторский контент с фразой «Зима близко». Вероятно, рассылка жалоб осуществляется в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Например, от этих действий пострадали многие художники на площадках по продаже изделий ручной работы и винтажных вещей вроде Etsy и др.

У автора есть право оспорить решение администрации и оформить встречное уведомление. В нём пользователь должен указать свои личные данные, адрес, телефон, приложить физическую или электронную подпись и дать согласие на разбор дела в юрисдикции окружного суда Сан-Франциско, США. Отец английской девочки, вероятно, не решился инициировать эту процедуру, потому что рисунок по указанному адресу удалён и до сих пор не восстановлен.

Автор рисунка — малолетняя гражданка Великобритании, а штаб-квартира RedBubble находится в Австралии, подразделение компании — в Сан-Франциско. Тем не менее, австралийская компания действует в соответствии с условиями американского закона Digital Millennium Copyright Act, что означает обязанность реагировать на жалобы правообладателей, как прописано в правилах сайта.

Корпорация HBO и раньше огорчала фанатов сериала «Игра престолов», когда запретила им собираться в баре для просмотра сериала и запретила рассуждать на публике о будущем развитии сюжета. Но сейчас фирма зашла очень далеко. Что дальше — распознавать речь по губам и наказывать за беззвучно произнесённые слова на улице? Сверять знание сюжета с историей операций по банковскому счёту?

Изображение

Судя по всему, в России у американской корпорации нет прав на фразу «Зима близко». Поэтому в местной юрисдикции можно использовать эти слова, не опасаясь юридического преследования.

Отец английской девочки обращается ко всем родителям, которых затронула необычная активность юристов HBO, бойкотировать видеопродукцию этого канала и не смотреть их сериалы, потому что компания обижает маленьких детей.

Торговая марка HBO распространяется на одежду, посуду, шапки, сумки, коврики для мышки и другие сувениры.

https://geektimes.ru/post/283570/