Поздравляю всех с днём космонавтики! И по этому поводу расскажу-ка я вам, как очередной раз пришельцев побеждал.
XCOM: Chimera Squad
Да, добрался я тут давеча до
XCOM: Chimera Squad, ну и, как выяснилось, не так страшен чёрт, как его... репутация. Хотя, справедливости ради, сильно проект не хаили - добавка и добавка, немного пресноватая, да... но недоумение скорее вызывал его выход после очень крутого дополнения
War of the Chosen к
XCOM 2 - не совсем ясно было, что это и для кого было создано. Сей момент действительно остаётся загадкой, но есть мнение, что
Firaxis таким образом опробовала какие-то новые ходы и механики для будущего полноценного сиквела. Хотя сам я больше склоняюсь к тому, что это просто коммерческий проект, чтобы срубить ещё немного денег на уже готовых решениях, что, в свою очередь, вовсе не означает, что он плохой. Ладно, это всё предыстория. Что увидел я...
Перед нами довольно симпатичный проект на тему
XCOM. Не такой симпатичный, как вторая часть, и не такой уж
XCOM, но именно "на тему". Это какая-то условно камерная история, в которой всё потеряло в масштабах - и глобальный мир, и база, и сражения - но вместе с тем, это не просто какой-то огрызок, как может показаться на первый взгляд - это набор своих, пускай и упрощённых, но индивидуальных механик, которые на удивление работают и даже способны не на шутку увлечь.
Перед вами
Город-31 (и если бы это был злой обзор, я бы здесь непременно вставил ремарку о творческой импотенции уже в названии, но, как видите, я этого не делаю
). Да, вместо целой планеты наша зона ответственности сузилась теперь до отдельно взятого города, состоящего из девяти районов. В городе том убит мэр, да ещё и в то время, когда наш бравый отряд "Химера" его сопровождал. Это, собственно, и есть завязка сюжета, который, забегая вперёд, не будет нам сильно надоедать своим присутствием. Тем не менее мы должны расследовать это происшествие, попутно разобравшись со всеми нежелательными элементами в округе.
Враги наши делятся на три фракции, с каждой из которых мы будем разбираться по очереди - мы сами выбираем одну из группировок и сражаемся с ней до победного конца, выполняя все её сюжетные миссии. И только когда фракция полностью повержена, нам разрешают взяться за другую. Ну и, кстати, этот выбор сделан не только для галочки, а действительно влияет на ход игры. Сложность сражений здесь растёт постепенно, и в начале игры все враги условно "слабые", потому как не имеют большинства своих способностей, как и, собственно, ваш отряд. Но специализация у фракций сильно разнится, и если вы не хотите, к примеру, к концу игры получить сильных псиоников в стане врага с полным арсеналом возможностей, лучше разделаться с их фракцией в самом начале. Но тогда к концу вы будете сражаться с толстыми представителями другой группы - какими-нибудь андромедонами в большом количестве.
Сражения теперь происходят тоже более камерно, хотя скрин выше этого и не передаёт. Большинство ваших стычек с противником будут происходить в каких-нибудь небольших офисах, складах, барах и магазинах. Открытых пространств не так много, но и там кажущиеся просторы лишь фикция - в игровых клетках это всё те же локальные столкновения на небольших пятачках. Теперь здесь не нужно искать врагов, перед вами сразу простирается всё игровое поле с полной видимостью и со всеми известными, где вы по очереди передвигаете свои фигурки. И здесь мы подходим к главному нововведению проекта - очерёдности ходов. Да, игра лишилась классической схемы
XCOM, где сначала мы совершали все свои ходы, а затем это делал противник. Теперь все задействованные в бою единицы равномерно перемешаны в зависимости от количества противников (на манер, к примеру,
Banner Saga), а очерёдность хода отображается в правой части интерфейса. И это, нужно сказать, сильно меняет привычную для
XCOM механику сражений, потому что теперь акцент в значимой степени сместился на то, чтобы не дать походить тому или иному противнику, который находится выше в очереди. Да, старый добрый метод обезвреживания в первую очередь самого злого и неприятного врага тоже, конечно, на месте, но приоритеты здесь с учётом новой механики всё равно значительно изменились. Но главное, что нужно знать про сражения в
Chimera Squad - они по-прежнему интересны и по-настоящему увлекательны. Да, теперь они скоротечны и играются немного по-другому, но это по-прежнему основа серии, которую очень тяжело испортить, и которая заставляет возвращаться в этот мир снова и снова.
Второй основой серии всегда была, конечно же, и стратегическая часть. Здесь она претерпела куда больше изменений и стала совсем уж условной. Глобального мира нет (это мы уже знаем), а есть лишь 9 районов, в которых мы каждый день выполняем какие-нибудь задания. Одно задание - один день. Не все из них обязательно боевые миссии - есть дни недели, когда нужно разрешить какой-нибудь "кризис" в одном из районов, и тогда день закончится. "Кризис" являет собой просто игровое событие, решение которого даёт вам что-то со знаком "плюс", в то время как пропущенные "кризисы" дают вам что-то со знаком "минус". Проблема в том, что событий - как боевых, так и "кризисов" - всегда несколько, и вы вынуждены выбирать. Пропуск такого события в отдельном районе приводит в повышению уровня недовольства граждан, который, в свою очередь, дойдя до максимума, повышает общий уровень анархии в городе. Именно этот показатель является главным игре и может привести к нашему поражению.
Обустройства базы тоже нет. Нам сразу доступны несколько отделов, с которыми мы и будем взаимодействовать всю игру. Есть сборочный цех (исследования, где мы можем изучать и улучшать наше снаряжение), отдел специальных операций (получение дополнительных ресурсов), отдел подготовки (госпиталь и улучшение навыков бойцов), склад (рынок) и чёрный рынок, который доступен в определённые дни. Во все эти отделы (кроме рынков) мы назначаем своих оперативников. И, собственно, из этого и состоит весь наш менеджмент. Скудновато, прямо скажем, но на деле не так уж и плохо - есть в этом процессе и свои интересные моменты.
Да, оперативники у нас теперь на все руки мастера - могут не только в бою себя показать, но и какую-нибудь более прочную броню исследовать. Людей других профессий, будь то учёные или инженеры, нам попросту теперь не выдают. Хотя и бойцов теперь большой дефицит.
Здесь мы плавно переходим к нашему бравому отряду "Химера" и ещё одной особенности именно этой
XCOM. Каждый наш боец теперь уникален и имеет заранее созданную и строго прописанную личность - историю, внешность, характер, набор навыков и собственную прокачку. Не сказать, чтобы всё это было хорошо прописано, но и здесь есть свой шарм, когда слушаешь переговоры между теми оперативниками, которые тебе наиболее близки. Всего бойцов 11, но за один проход вы сможете увидеть и попробовать только 8. Четырёх дают сразу, и ещё четырёх на выбор предоставят вам по мере прохождения игры. Ну и надо отметить, что на миссию вы всегда отправляете тоже только четырёх бойцов - остальные же должны найти себе занятие по душе на базе.
Лучшими по моему мнению оперативниками в игре являются Аристократ и Терминал. Вторую (а это дама) выдают сразу, а вот первого я бы советовал заполучить при первой возможности, потому что это просто орудие для убийства - самый мощный дамагер в игре. Ну а Терминал - единственный хилер (врач), потому просто незаменима. А ещё очень бы советовал как можно раньше заполучить для каждого бойца "удобную рукоять", которая позволяет стрелять по 2 раз за ход (вместо обычного 1 движение и 1 выстрел), ну и прицел +15% - сразу станет жить легче. Ну и ещё АР-патроны, игнорирующие броню, явно будут полезны, но это уже ближе к концу игры. Здесь они не так важны, как в XCOM 2: War of the Chosen, но всё равно 1-3 доп. урона никогда не помешают.
Мои лучшие из лучших! На меха справа не обращаем внимания - он участвует в бою, только если кто-то теряет сознание.
Самое время подводить итоги, но тут я вспомнил, что не рассказал вам о ключевой особенности мира
XCOM: Chimera Squad. Здесь же люди теперь дружат с оставшимися в живых пришельцами! Которые даже сражаются на нашей стороне! Да мы вообще теперь можем взять их в команду!
...
И всё это очень плохо работает на атмосферу и является, пожалуй, единственным по-настоящему раздражающим для меня фактором в проекте. Когда ты видишь какого-нибудь Мутона, который раньше был настоящим монстром, от которого ты спасал человечество... а теперь это что-то вроде пострадавшей расы, разговаривающей на чистом английском - здешний мир перестаёт быть целостным и начинает потихоньку рушиться прямо у тебя на глазах. Да, игра, как это модно сейчас, насквозь пронизана повесткой про обиженных и угнетённых, где белые мужчины как класс уже практически отсутствуют. Ну хоть без однополых отношений обошлось...
Да, так себе вышла концовка - нужно было это, пожалуй, где-нибудь в начале сказать. Хотя с другой стороны вы, возможно, до этого уже и не дочитаете.
Как бы то ни было, думаю, из текста моего всё равно понятно, что игра мне понравилась, и тут действует следующая схема - если вам современные
XCOM от
Firaxis заходят, то понравится и эта, хотя, возможно, и чуть меньше, ну а если нет - то смело проходим мимо. Я однозначно принадлежу к первой категории и уже давно жду анонса полноценной 3-й части. Так что в этом случае обязательно рекомендую, но только после прохождения номерных частей.